пятница, 29 мая 2015 г.

Провалы

Верьте не верьте, можно много говорить об успешности, достижении целей и высокой самооценке, а что на самом деле определяет нашу любовь к себе - это как мы разговариваем с собой во время (прямо не идёт из меня это слово)..."провалов".

Я специально назвала этот пост таким драматичным именем. Вещи таковы, какими мы САМИ их обзываем. А для большинства планеты с прогрессирующим комплексом отличников-отличниц, всё, с чем сразу и легко не справился - это провал. "Ну мама мне всегда говорила, что я такая-то...", "Я просто идиот, ни на что неспособный", "Правы были мои родители, что я невнимательная...", "Отец всегда шутил, что я слабак". Узнаете? Какие голоса тогда звучат в вашей голове?  Ага. Голоса наших мам и пап, так и живущие на задворках подсознания, напоминая нам, а какие мы "на самом деле". Для родителей, стремившихся в свое время сделать из нас образец для тети Маши, тети Даши, учительницы Клавы, да и Бог знает только кого, не открывшим нам главного: что каждый из нас тем и прекрасен - своими особенностями - отличными от других. Что нет черного и белого, плюсов и минусов. Что весь наш набор качеств, ЛЮБЫХ - это наша уникальность. Можно быть супер-внимательным, но при этом,  не иметь творческого мышления. А можно быть мега-творческим - но при этом законченным лентяем.  И это не хорошо, и не плохо. Это разные типы характеров, люди, индивидуальности.


 "А  ты на кого хочешь быть похожим: на себя, или на других?" - спрашивает мама своего сына-подростка сегодня в автобусе на просьбу купить видео-игру, которая "у всех в его классе уже есть". Я ошарашенно раскрываю рот, потому что таких вопросов от мам мне еще не доводилось слышать. Ребенок, конечно, в свои 11 хочет быть как все - он равнодушно жмет плечами и угрюмо смотрит в окно. Надеюсь, этот вопрос он еще не раз вспомнит в жизни и найдет на него правильный ответ.

Да, было дело в детстве, мамы и папы не воспринимали нас НЕ успешными, НЕ компанейскими, НЕ послушными. С этого момента и мы перестали себя любить НЕ такими.  Поэтому только редкие из нас могут побаловать себя похвалой и одобрением во время "провала": неудачи,  несбывшихся ожиданий, заваленного экзамена (или мало еще чего) - зато ты попробовала, детка! Ты сделала так хорошо, как могла, а ведь могла бы не делать вообще! Ты старалась! Ты вышла из зоны комфорта. Еще бОльшая любовь и уважение к себе - найти в случившемся хорошее "Ну значит, надо подучить материал еще лучше, в будущем пригодится". А еще круче - относиться ко всему с чувством юмора. "Зато как экзаменатор перелетела на заднем сиденье с одного места на другое!" Если жить серьезно, эту жизнь можно не пережить -  не я сказала :) Не рассматривать обычные житейские ситуации как катастрофу - а возможность к совершенствованию. И всегда при этом верить в себя. 

У меня было много "провалов". Самые разные. И в личной жизни, и в профессиональной. Да, нередко для отличницы с детства, они реально становились концом света. А потом, что раньше казалось катастрофой, превращалось в благословение. Зато уже долгое время назад я заметила, что больше себя не ругаю. Совсем-совсем. Это произошло тогда, когда я вот взяла и разрешила себе все недостатки, помня, что я и только я несу ответственность за свою жизнь. Всё, я больше не хотела казаться самой умной, самой успешной, самой эрудированной, самой интересной, самой-самой, а стала испытывать кайф от того, чтобы быть НЕ самой. Попробуйте, класс! Ах, какой же это был груз - таскать на себе весь этот груз ожиданий, да еще и не своих. Поэтому. Расслабьтесь. Живите. Будьте не самой красивой, не самой умной, не самой всезнающей, не самой доброй, не самой отзывчивой - а собой, такой, какой вы чувствуете себя в настоящий момент. И выкиньте из своего словаря дурацкое слово "провалы". Нет "провалов", "катастроф", "проблем". Есть вы. Ваше доверие себе. Ваша любовь. Ситуации и решения их. Всё просто :)

4 комментария:

Elena Rubric комментирует...

Наверное, не для каждого человека подойдет такая философия. При таком всеобщем расслабляющем подходе не будет рекордов в спорте, амбициозных проектов, открытий в науке, великих свершений. Кто-то же должен двигать человечество вперед, а в этом без лучших не обойтись!..

Katerina_Kennedy комментирует...

В этом-то и соль, когда ты принимаешь себя, значит - доверяешь себе, и следовательно, всё будешь делать так хорошо, как умеешь. Самобичевание, может, в великих свершениях и помощник, но не долгосрочный, потому что все рано или поздно закончится моральным изнеможением. Поддерживающее дружеское отношение к себе, на мой взгляд, намного эффективней. Но это опять же моя точка зрения - я просто много читала в биографиях известных, "долгосрочных" и любимых публикой спортменов (как Рафаэль Надаль, например), что для них рекорды, награды - это не стремление что-то кому-то доказать, а драйв, удовольствие от процесса и работа по совершенствованию себя. (Или в случае научных открытий - стремление помочь человечеству). Отсюда и звездности почти нет и депрессии от "провалов". Есть стремление "хорошо работать", дать то, то можешь дать и выкладываться каждый раз на 100 процентов...

Elena Rubric комментирует...

Не знааааю, все хорошо в разумных пределах, конечно. Все время вспоминаю случай в школе у моей дочки. Были у них соревнования по нетболу и их команда продула команде другой школы с позорным счетом 18:0! Когда закончилась игра, учительница по физкультуре собрала их и говорит: "Girls, you've done FANTASTIC!" На полном серьезе.:)
Я, конечно, понимаю, что она хотела девочек поддержать, но дома совсем непедагогично, для балансу в ощущениях, сказала дочери, что, если не стремиться победить, то для чего тогда соревноваться? "Главное не победа, а участие!" - это для оправдания проигравших.
Я не говорю, что "любой ценой", но желание становиться лучше, прыгать выше, дальшее, сильнее - это естественное желание человека, это - залог развития цивилизации.
Хотя, Бог его знает, возможно, это стремление соревноваться - обогнать и перегнать - и есть причина всех проблем и войн на земле?!..

Katerina_Kennedy комментирует...

Я вот со стороны, бывает, тоже часто размышляю, что же лучше - вот такой европейских подход (you have done fantastic!) или все-таки более прямолинейный. Вежливость или честность))). Я тоже вспоминаю тренера нашей школьной волейбольной команды, и она-то как раз была суровой такой дамой, поэтому желание победы было основано на СТРАХЕ получить потом от неё по полной программе - мотивации сильной играть и участвовать в соревнованиях тоже не было. Наверное, лучше делать и стремиться для себя, не для кого-то, амбиции - хороший стимул и правильный, но если перестараться, можно поставить себя в очень сильную психологическую зависимость от ярлыков "хороший", "самый" и т.д. При умении поддержать себя в трудные времена (и да, иногда сказать, что ты сделала пусть не "фантастик", но так хорошо, как могла, на этот данный момент) - жизнь становится психологически гораздо легче. При таком подходе ты сама обдаешь себе отчет о всех своих "особенностях" и стремишься становиться лучше и лучше. А тренеру той, наверное, нужно было все-таки найти слова, чтобы по-матерински пожурить девочек, и главное - определить что в следующий раз нужно поправить. В этом, наверное, мастерство тренера - и наставник, и болельщик! Так же, как и каждый из нас для себя!

Архив блога